Новости

Инновации в ЖД-транспорте: миф или реальность

Инновации в ЖД-транспорте: миф или реальность 13 Июня 2018
В век цифровой экономики становится очевидно, что отрасли, которые в ближайшем будущем выпадут из процесса цифровой трансформации, окажутся на периферии. Это касается и железнодорожного транспорта.

Инвестиции в ИТ на железной дороге повысят безопасность перевозок, улучшат логистику, удешевят техобслуживание и ремонт, оптимизируют расписания. Такие проекты требуют больших затрат, но эти инвестиции оправданны и за несколько лет окупятся, считают эксперты.

Как отмечают в РГ, Россия пока отстает по уровню цифровизации в целом от стран, которые запустили процессы перехода к цифровым технологиям раньше. Но по скорости изменений Россия как раз в числе лидеров.

Уровень проникновения и использования инноваций растет быстро и в ближайшие годы, скорее всего, останется таким же. Речь идет уже о том, чтобы транспортные средства стали автономными и связанными в единую систему, чтобы появились "умные" дороги, которые позволят повысить эффективность перевозок и снизить энергопотребление.

«Примеры экономически эффективных решений - система «помощник машиниста», которая в реальном времени выбирает оптимальный режим ведения поезда и позволяет сэкономить до 15 процентов энергии. Такие системы применяются в Германии. Система «Интеллектуальный контейнерный терминал» позволяет сократить простой вагонов и контейнеров, снизить потребление электроэнергии и топлива, увеличить производительность терминала на 20 процентов. Она внедрена, например, на станции Клещиха в Новосибирске. А системы диспетчеризации инженерных систем жизнеобеспечения и интеллектуального освещения на железнодорожных объектах позволяют сэкономить до 40 процентов электроэнергии», - комментирует Светлана Савельева, руководитель департамента развития отраслевой экспертизы группы компаний Softline

По скорости внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни Россия лидирует в мире

Инновация ближайшего будущего - мобильное приложение для пассажиров. Пассажир совершает поездку в электричке, при этом система благодаря геотаргетингу фиксирует место его посадки и выхода и автоматически рассчитывает стоимость поездки. Для совершения оплаты достаточно сделать пару кликов. В поездах дальнего следования пассажиру было бы гораздо удобнее пользоваться сервисами перевозчика - элементарно купить сэндвич с кофе, не дожидаясь стюарда с тележкой, или заказать фильм из видеотеки для просмотра.

«В ближайшие несколько лет мобильные приложения на транспорте получат самое широкое распространение, необходимая инфраструктура для этого создана. За счет приложения перевозчик получает весь объем информации о том, кто его пассажиры, когда и куда они совершают поездки. Применив инструменты анализа больших данных, можно принимать более эффективные управленческие решения, выстраивать максимально персонализированную коммуникацию с клиентами, формируя актуальные предложения», - говорит Михаил Никифоров, руководитель направления сетевых и коммуникационных решений компании КРОК.

Несмотря на успехи, еще много предстоит сделать для сохранения конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на международной арене: создание единых цифровых платформ в сфере пассажирских перевозок/сервисов и эксплуатации инфраструктуры, роботизированная автоматизация рутинных процессов, переход на безбумажные билеты и бесконтактные системы контроля проезда, в том числе на основе биометрии, создание систем мониторинга вагонов на основе спутниковой связи, систем бесконтактного осмотра и контроля состояния подвижного состава и путей, систем поездного менеджмента, цифровых средств связи и автоматики, систем мультимедиа и видеонаблюдения, интеллектуального климат-контроля и контроля освещения 

Отдельно хочется отметить, что и регионы вносят посильный вклад в развитие ЖД-транспорта. Резиденты АИР РМ, Руслан Волков и Сергей Вишневский, занимаются разработкой светодиодных прожекторных ламп. Установлено, что за счет повышенной энергоэффективности и большего срока службы светодиодных ламп внедрение разработки позволит снизить затраты на электроэнергию. Авторами получен патент на полезную модель и грант по программе «Старт» Фонда содействия инновациям. В 2017 году проект попробовали свои силы в акселерационной программе «Эволюция».

В конце мая команда приняла участие в  питч-сессии «Поддержка частных высокотехнологических компаний–лидеров» и «Развитие инновационных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» с представителями ОАО «РЖД» по вопросам обсуждения инновационных предложений.


Возврат к списку


АГЕНТСТВО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Агентство инновационного развития Республики Мордовия – один из ключевых институтов поддержки инновационного предпринимательства в регионе. АИР РМ осуществляет всестороннюю поддержку инновационных проектов на ранних стадиях развития.

Ежегодно Агентство проводит широкий спектр мероприятий, нацеленных на популяризацию технологического предпринимательства и вовлечение молодежи в инновационную деятельность. В результате талантливые молодые ученые и предприниматели объединяются в командах инновационных проектов по различным направлениям. Проекты со значимым научно-техническим и коммерческим потенциалом получают в Агентстве инновационного развития Республики Мордовия экспертную, правовую, инфраструктурную, информационную поддержку, помощь в подборе персонала, в поиске инвесторов и в участии в грантовых программах.

140
РАБОЧИХ МЕСТ
В БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ
20
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В ГОД
87
ПОДДЕРЖАНЫХ
ПРОЕКТОВ
112
МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ